ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

 

Преподаватель О.М.Макеева
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербург»  

   Сегодня перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально региональным ценностям культуры. Проблемы их сбалансированности влияют на формирование многоуровневой самоидентификации: этнокультурной, личностной, гражданской, профессиональной. Поиск параметров развития современной образовательной системы в новых цивилизованных условиях привел к появлению в конце ХХ века различных подходов, идей, концепций поликультурного, этнокультурного, национально-регионального и глобального образования. Каждая из концепции по-своему рассматривает и решает проблемы плюрализма культур и отражения этого в образовании. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основывается прежде всего на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

   В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, намечает перспективы развития образования и условий развития. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации[4].

   В полиэтническом пространстве России среди 150 народов, живущих на ее территории, малочисленные народы ассимилируются, численность многих народов уменьшается, численность же других возрастает. Статистика показывает, что постоянно заметно снижается рождаемость русских, угро-финнов, существенно возрастает численность народов кавказской семьи. Прирост мусульманского населения значительно опережает рождаемость христиан. Численность народов Севера и Дальнего Востока постоянно сокращается. С уменьшением населения уходят из быта этнокультурные традиции, произведения фольклора, язык. Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни народа нашей страны. В конце ХХ века переосмысливается основная цель образования. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Именно педагоги в своей профессиональной деятельности осуществляют процесс трансляции культуры в обществе, поэтому формирование культурологической и, в частности, этнокультурной компетентности имеет особую значимость в их образовании[1].

   В педагогической науке последних лет активно разрабатываются этнокультурные проблемы, появляются диссертации, статьи, книги, посвященные отдельным вопросам воспитания средствами традиционной культуры. В учебный план педагогического вуза в последнее десятилетие введен предмет «Этнопедагогика», однако его преподавание сопряжено с рядом трудностей. Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия недостаточно разработаны, несмотря на то, что в конце ХХ века науки, изучающие этнические проблемы, активно развиваются. Отдельные области этнокультуры являются предметом исследования многих наук: различных ветвей этнологии, фольклористики, искусствоведения, этнопедагогики, этнопсихологии и др.

   Образовательная система в России с середины 80-х годов включает в себя инициируемый национальными движениями процесс восстановления и обновления национальной школы, идея которой на современном этапе развития российской цивилизации внутренне противоречива. С одной стороны, потребность в более высоком уровне специализации и профессионализации приводит к увеличению общечеловеческих элементов культуры в школьных программах, в чем заключается универсальная общечеловеческая миссия образования. С другой стороны активизация национальных культурных процессов порождает среди малых и средних этносов стремление к возвращению к этническим культурным ценностям, реализующееся путем расширения объема функционирования родного языка в детских дошкольных учреждениях и школах как языка обучения и как учебного предмета, введением новых предметов, имеющих этнокультурную направленность: литературы, истории и культуры родного народа, народных ремесел и т.п. Но идея национальной школы зачастую воспринимается крайне односторонне, вне контекста единого федерального образовательного и культурного пространства, вне принципа диалогичности образования[5].

   Другое противоречие современной российской образовательной ситуации состоит в следующем. Достижение одной из целей реформирующейся системы образования — создание условий для развития личности как представителя этноса и гражданина России требует активного проявления субъектности каждого из субъектов образовательного пространства многонациональной Российской Федерации: личности, этноса, общества и государства. Социализация личности проходит через процессы ее этнической и гражданской идентификации. На эти процессы существенное влияние оказывает степень гармонизации культурных интересов этноса и многонационального государства. Диалог субъектов культурного пространства возможен лишь тогда, когда каждый из них, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в этом диалоге[3]. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая лишь свои интересы, противится развитию национальных культур. Одним из условий реализации этнокультурной направленности российского образования является его правовая обеспеченность. Анализ Федерального закона "Об образовании" показал, что в нем отсутствует достаточно четкий механизм реализации этнокультурной направленности.

   Содержание этнокультурного образования ориентирует воспитание и развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры[2]. Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.

Библиографический список

1.Авексентьев, А.В Этнические проблемы современности и культура межнационального общения : учеб. пособие [Текст] / А.В. Авексентьев, В.Л. – Ставрополь, 1983. – 222 с.

2.Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] / К.Ш. Ахияров. – Уфа, 2000. – 326 с.

3.Базов, Б.В. Культурные традиции и самоидентификация личности [Текст] : автореф. дис. канд. филос. наук / Б.В. Базов. – М., 1994. – 19 с.

4.Болина, М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя [Текст] : дис. канд. пед. наук / М.В. Болина. – Челябинск, 2000. – 165 с.

5.Крысько, В.Г. Этническая психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.Г. Крысько. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.